Башкирское отделение
Российской Ассоциации Заочных Шахмат

 начало  |  турниры  |  рейтинги  |  правила  |  маэстро  |  ссылки  |  e-mail  |


Пол МорфиМОРФИ (Morphy) Пол Чарлз (22.6.1837, Новый Орлеан; - 10.7.1884, там же), американский шахматист; сильнейший в мире в середине 19 века. Окончил Луизианский университет.

С шахматами познакомился в 10 лет; в 12 - выиграл партию у Э. Руссо - участника первого в истории США матча на первенство страны. В 1850 победил в легких партиях И. Левенталя (1 ? : ? ), гастролировавшего в США. Выдающегося успеха добился на 1-м Американском шахматном конгрессе (Нью-Йорк, 1857), где 16 участников играли короткие матчи до 3 (в финале до 5) выигрышей. Легко победив всех соперников - Дж. Томпсона, А. Мика (с одинаковым счетом: +3, -0, =0), Т. Лихтенгейна (+3, -1, =0) и в финале Л. Паульсена (+5, -1, =2), 20-летний Морфи стал лидером шахматистов США. Для комбинационного стиля игры Морфи характерна его партия с Паульсеном (белые), сыгранная в этом соревновании.

Паульсен - Морфи 12: Фd3 13.b4 Cb6 14. a4 ba 15.Ф:a4 Cd7 16. Лa2 Лae8 17. Фa6 Ф:f3 18. Gf Лg6 19. Kph1 Ch3 20. Лd1 Cg2 21. Kpg1 C:f3 22. Kpf1 Cg2 23. Kpg1 Ch3 24. Kph1 C:f2 25. Фf1 C:f1 26. Л:f1 Лe2 27. Лa1 Лh6 28. d4 Ce3, 0 : 1.

Помимо конгресса Морфи сыграл в Нью-Йорке свыше 250 партий, в т. ч. более 150 -"на дачу вперед". Из 100 партий "на равных" он проиграл всего лишь 5; среди проигравших ему оказались ведущие шахматисты США Паульсен, Ч. Стэнли, Дж. Шультен и др. Сознавая свое превосходство, Морфи предложил пешку и ход вперед любому члену Нью-Йоркского шахматного клуба. Вызов принял Стэнли: при счете +0, -4, =1 (играли до 7 выигрышей) Стэнли матч сдал. Ту же фору Морфи предложил любому шахматисту США. В 1858 Морфи вызвал на матч Г. Саунтона, который приняв вызов, уклонялся от состязания под разными предлогами. Попытки Морфи, приехавшего в Англию, организовать матч потерпели неудачу. Морфи удалось (вместе с Т. Барнсом) сыграть против Стаунтона и Дж. Оуэна лишь консультационные партии: +2, -0, =0. Он также провел ряд матчей с ведущими английскими мастерами и добился убедительных побед: над Барнсом (+19, -7, =1), С. Боденом (+5, -1, =3), Г. Бердом (+10, -1, =1), Э. Лёве (+6, -0, =0), Дж. Медли (+3, -0, =0), Оуэном (+4, -1, =0). Наиболее упорным из английских соперников Морфи оказался Лёвенталь (+9, -3, =2).14-я партия (Морфи - белые) завершила их матч:

1. e4 e5 2. Kf3 Kc6 3. Cb5 a6 4. Ca4 Kf6 5. d4 ed 6. e5 Ke4 7. 0-0 Kc5 8. C: c6 dc 9. K:d4 Ke6 10. K:e6 C:e6 11. Фe2 Cc5 12. Kc3 Фe7 13. Ke4 h6 14. Ce3 C:e3 15. Ф:e3 Cf5 16. Kg3 C:c2 17. f4 g6 18. E6 Cf5 19. K:f5 gf 20. ef+ Kp:f7 21. Фh3 Фf6 22. Лae1 Лhe8 23. Лe5 Kpg6 24. Лfe1 Л:e5 25. Л:e5 Лd8 26. Фg3+ Kph7 27. h3 Лd7 28.Фe3 b6 29. Kph2 c5 30. Фe2 Фg6 31. Лe6 Фg7 32. Фh5 Лd5 33. B3 b5 34. Л:a6 Лd6 35. Ф:f5+ Фg6 36. Ф:g6+ Kp:g6 37. Лa5 Лb6 38. G4 c6 39. Kpg3 h5 40. Лa7 hg 41. hg Kpf6 42. f5 Kpe5 43. Лe7+ Kpd6 44. F6 Лb8 45. g5 Лf8 46. Kpf4 c4 47. bc bc 48. Kpf5 c3 49. Лc3, 1 : 0.

Сенсационным для современников оказался сеанс одновременной игры Морфи вслепую в Бирмингеме (+6, -1, =1). В Париже Морфи выиграл матч у Д. Гарвица, провел сеанс вслепую и сыграл ряд легких партий с ведущими мастерами - П. Ш. Сент-Аманом, утверждавшим, что Морфи мог с успехом давать вперед пешку f7 любому из современников, Ж. А. Де Ривьером, Ж. Прети, П. Журну и др. В декабре 1858 в Париж для встречи с Морфи прибыл А. Андерсен. Матч между ними, закончившийся уверенной победой Морфи (+7, -2, =2), фактически решил вопрос о сильнейшем шахматисте мира того времени. Перед отъездом в США Морфи провел в Англии ряд сеансов вслепую против шахматистов Лондонского (+2, -0, =8) и Сент-Джорджского (+5, -0, =3) клубов; а также сеанс в Сент-Джеймском клубе против мастеров (Барнс, Боден, Берд, Лёвенталь, Ривьер): +2, -2, =1.

В США Морфи ожидала восторженная встреча. Объявив о своей готовности дать вперед пешку и ход любому шахматисту мира, Морфи отказался от серьёзных выступлений: вызовы Паульсена (1859 и 1860) и И. Колиша (1861 и 1863) отклонил, ограничившись легкими партиями и игрой на фору. Посетив Париж в 1863, Морфи сыграл ряд легких партий с Монгредисном и Ривьером (проанализировал с ним также ряд позиций для совместно задуманного дебютного руководства). С середины 1860-х гг. и до конца жизни Морфи страдал тяжелым душевным заболеванием.

Современники объясняли феноменальные успехи Морфи его исключительным комбинационным дарованием. Однако партии матча Морфи-Андерсен - сильнейших шахматистов того времени - свидетельствуют о том, что превосходство Морфи проявлялось главным образом в области стратегии. В комбинационной игре Андерсен не уступал Морфи. Первостепенной задачей Морфи считал мобилиацию сил и достижение перевеса в развитии. Чтобы избежать потери темпа или создать трудности в развитии сил соперника, Морфи прибегал к жертвам. Малозаметные потери темпов, которые соперники допускали при разменах, Морфи четко использовал. Играя белыми, он уже в дебюте создавал предпосылки для атаки, а черными - стремился перехватить инициативу. Важное значение Морфи придавал пешечному центру. Располагая перевесом в развитии и пространстве, он предпринимал пешечный прорыв, обычно связанный с жертвой 1-2 пешек. Основанные главным образом на общих соображениях жертвы Морфи носили выраженный позиционный характер. В результате прорыва Морфи вскрывал линии. Его фигуры, сосредоточенные на открывшихся вертикалях и диагоналях, приобретали большую силу: на направлении главного удара у Морфи оказывался значительный перевес. Многие партии Морфи завершались прямой атакой короля соперника и комбинационным ударом. Однако, атака не была для Морфи самоцелью: если было выгодно, он охотно упрощал позицию, разменивал ферзей, предпочитая позиционный перевес в окончании неясным осложнениям в миттельшпиле. При этом демонстрировал высокое техническое мастерство. Сила Морфи заключалась в "глубоко продуманной позиционной игре преимущественно агрессивного характера" (А. Алехин).

Не оставив литературного шахматного наследия, Морфи своим шахматным творчеством выдвинул принципы стратегии открытых позиций. "До сих пор Морфи является непревзойденным мастером открытых игр. Насколько велико его значение видно из того, что ничего существенно нового после Морфи в этой области создано не было. Каждый шахматист - от начинающего до мастера - должен в своей практике снова и снова возвращаться к творчеству гениального американца" (М. Ботвинник).










Top.Mail.Ru


Copyright © Vodoley 2004
Последнее обновление: 
E-mail: webmaster